Стандарты [транспортировка и хранение газа и нефти]

О порядке учета и планирования транспортных издержек в народном хозяйстве Письмо Госплана СССР от 22.06.1984 N СА-45-Д

ГОСПЛАН СССРГОССНАБ СССР ГОСКОМЦЕН СССР МИНФИН СССР ЦСУ СССР

ПИСЬМО

от 22 июня 1984 года N СА-45-Д

О порядке учета и планирования

транспортных издержек в народном хозяйстве

В связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 октября 1982 года N 942 Госплан СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР, Минфин СССР и ЦСУ СССР устанавливают следующий порядок учета и планирования транспортных издержек в народном хозяйстве.

1. Основной задачей учета и планирования транспортных издержек в народом хозяйстве является изыскание возможностей всемерного сокращения затрат на перевозки грузов на основе дальнейшего совершенствования размещения и специализации производства, упорядочения транспортных связей, использования экономически целесообразных видов транспорта и более эффективного применения технических средств всех видов транспорта.

В этих целях во всех отраслях народного хозяйства начиная с 1985 года при учете и планировании выделяются транспортные затраты.

2. Под транспортными издержками во всех отраслях народного хозяйства понимаются затраты на транспортные работы по доставке грузов от грузоотправителей до грузополучателей, выполняемые как специализированными транспортными организациями, так и собственным транспортом объединений, предприятий и организаций.

Затраты предприятий на внутрипроизводственный технологический транспорт всех видов, осуществляющий перемещение грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других грузов) в процессе производства, не относятся к транспортным затратам.

Расходы по перевозкам полуфабрикатов, комплектующих изделий, материалов и других грузов, поставляемых в порядке внутрипроизводственной кооперации между отдельными территориально обособленными подразделениями (производственными единицами) одного и того же производственного объединения, включаются в транспортные затраты.

Затраты на перевозку поставляемой продукции складываются из расходов на доставку грузов от склада грузоотправителя (поставщика, снабженческо-сбытовой, заготовительной, торговой организации) до пункта отправления (станции, порта, пристани и других пунктов)*, перевозку грузов от пункта отправления до пункта назначения (станции, порта, пристани и других пунктов)** и доставку грузов до склада грузополучателя (потребителя).

________________

* В дальнейшем именуется "станция отправления".

** В дальнейшем именуется "станция назначения".

Под станцией отправления (назначения) понимается станция, порт, пристань, находящиеся в ведении транспортных министерств и ведомств (МПС, Минморфлота, МГА, органов управления речным транспортом союзных республик). При перевозках грузов автомобильным транспортом под пунктом отправления понимается место погрузки на автомобиль, панелевоз, трейлер и другие транспортные средства.

Расходы на перевозку поставляемой продукции от станции отправления до станции назначения включаются в состав транспортных затрат:

по продукции, на которую установлены цены франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления*, - предприятиями и организациями - грузополучателями;

________________

* В дальнейшем именуется "цены франко-станция отправления".

по продукции, на которую установлены цены франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) назначения**, - снабженческо-сбытовыми, заготовительными и другими организациями, которым эти расходы возмещаются за счет получаемых ими скидок с цен или разницы в ценах (между оптовой ценой промышленности и оптовой или расчетной ценой предприятия), а также непосредственно предприятиями грузоотправителями продукции, если расчеты с покупателями производятся ими без участия сбытовых организаций.

________________

** В дальнейшем именуется "цены франко-станция назначения".

Транспортные затраты предприятий и организаций грузоотправителей, в том числе предприятий-изготовителей и снабженческо-сбытовых и заготовительных организаций, складываются из расходов по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции отправления и по продукции, на которую установлены цены франко-станция назначения, из расходов по перевозке грузов от станции отправления до станции назначения, если указанные расходы по оплате тарифов несут эти предприятия и организации.

Транспортные затраты предприятий и организаций грузополучателей складываются из расходов по доставке грузов от станции назначения до склада предприятия (организации) грузополучателя и по продукции, на которую установлены цены франко-станция отправления, из расходов по перевозке этих грузов от станции отправления до станции назначения.

3. Расходы на перевозку продукции от станции отправления до станции назначения складываются из платы за перевозки по установленным для соответствующих видов транспорта тарифам и дополнительных сборов транспортных организаций за операции, связанные с перевозками. При этом дополнительные сборы за выполнение погрузочно-разгрузочных работ включаются в затраты на перевозки в том случае, если они связаны с выгрузкой и погрузкой грузов при их перевалке с одного вида транспорта на другой и по действующим положениям возмещаются грузополучателем сверх тарифов на перевозки.

Расходы, связанные с погрузкой грузов у грузоотправителя и выгрузкой их у грузополучателя, в состав транспортных затрат не включаются.

Конкретный перечень операций, связанных с перемещением грузов, затраты на выполнение которых относятся к транспортным затратам, определяется министерствами и ведомствами.

4. Расходы по заготовлению сырья, материалов, топлива, кроме перечисленных в пунктах 2 и 3 настоящего порядка, в состав транспортных затрат не включаются.

5. Планирование транспортных затрат осуществляется в составе пятилетних и годовых планов министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций на основе:

показателей планов производства и реализации продукции (работ), капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения, товарооборота и других показателей планов, определяющих деятельность отраслей народного хозяйства и объемы транспортной работы, обеспечивающей эту деятельность;

планов перевозок грузов, разрабатываемых в соответствии с Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов;

оптимальных схем грузопотоков, разрабатываемых в установленном порядке министерствами и ведомствами по перечню, ежегодно утверждаемому Госпланом СССР и Госснабом СССР, одновременно с мероприятиями по рационализации перевозок грузов. По грузам, по которым указанные схемы не разрабатываются, перевозки осуществляются с учетом оптимального прикрепления потребителей к поставщикам продукции, составляемого министерствами и ведомствами с применением ЭВМ.

6. Плановая величина транспортных затрат определяется путем расчетов расходов на транспорт по основным видам перевозимых грузов (сырья, материалов, топлива) с указанием объемов перевозок и способов транспортировки, средних расстояний, тарифов и суммы затрат.

При этом в расчетах выделяются затраты на оплату услуг специализированных транспортных организаций и содержание собственного транспорта предприятий и организаций, осуществляющего перевозки грузов от склада грузоотправителя до станции отправления, от станции отправления до станции назначения и от станции назначения до склада грузополучателя.

Объем перевозок грузов определяется исходя из выделяемых фондов сырья, материалов, топлива, объемов реализации продукции, товарооборота и других показателей, определяющих объем транспортной работы, и плановой потребности в нефондируемой продукции.

Расходы на транспорт в части платы за перевозку продукции от станции отправления до станции назначения (с учетом дополнительных сборов транспортных организаций, связанных с перевозками) рассчитываются исходя из данных об уровне этих расходов в расчете на 1 тонну перевозимых грузов (на 1 рубль продукции), сложившемся в отчетном году (году, предшествовавшем базисному), по каждому виду (группе) продукции в отдельности при перевозке ее определенным видом транспорта, объемов перевозок грузов и структуры перевозимой продукции, намечаемых на планируемый год в увязке с планами производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота.

Расходы по доставке поставляемой предприятиями - изготовителями продукции от склада грузоотправителя до станции отправления и по завозу получаемой продукции от станции назначения до склада грузополучателя определяются исходя из величины и уровня этих расходов, принятых в расчетах к плану на текущий базисный год, и экономии от намечаемых на планируемый год мероприятий по более эффективному использованию применяемых средств доставки путем создания объединенных межведомственных предприятий автомобильного и железнодорожного транспорта, централизации завоза и вывоза грузов автомобильным транспортом общего пользования и других мероприятий.

По немассовым грузам определение величины транспортных затрат допускается исходя из их уровня в базисном (предыдущем) периоде с учетом снижения этих затрат путем рационализации перевозок грузов и исключения излишних затрат.

Экономия от снижения транспортных затрат определяется как изменение их относительной величины на единицу продукции (работ), а в снабженческо-сбытовых организациях - на рубль товарооборота, умноженной на суммарный объем продукции (работ), а в снабженческо-сбытовых организациях - на объем товарооборота.

7. Для выявления возможностей снижения транспортных затрат в планируемом периоде всесторонне анализируются фактические расходы базисного периода. При этом выявляются затраты, которые были вызваны нарушениями технологии и условий перевозок грузов (несоблюдение технологической нормы загрузки или неполное использование грузоподъемности транспортных средств и т.п.), и другие излишние расходы.

При анализе работы собственного транспорта предприятий и организаций изыскиваются возможности более полного и эффективного использования транспортных средств, определяются пути более рациональной организации транспортной работы, уменьшения ее объема и сокращения транспортных затрат.

В случаях увеличения планируемой величины транспортных затрат на единицу продукции (работ, товарооборота и т.п.) по сравнению с уровнем, сложившимся в базисном году, тщательно анализируются факторы, обусловившие рост относительной величины этих затрат.

На основе предложений министерств и ведомств по устранению экономически неоправданных перевозок грузов и перераспределению грузопотоков, там, где это экономически выгодно, между различными видами транспорта Госплан СССР и Госснаб СССР ежегодно разрабатывают организационно-технические мероприятия и устанавливают задания соответствующим министерствам и ведомствам по ликвидации нерациональных перевозок грузов.

Мероприятия по сокращению транспортных затрат, не охватываемые указанными выше заданиями, разрабатываются объединениями, предприятиями и организациями.

Сокращение затрат в результате всех мероприятий по рационализации перевозок грузов учитывается в расчетах величины транспортных затрат в планируемом году.

8. Общая величина планируемых транспортных затрат министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций распределяется ими по отраслям (видам деятельности) и источникам возмещения затрат и учитывается в расчетах соответствующих показателей плана: себестоимости промышленной, сельскохозяйственной продукции, строительно-монтажных, транспортных и других видов работ, издержек обращения торговых, снабженческо-сбытовых и заготовительных организаций, затрат на научно-исследовательские работы, других эксплуатационных расходов организаций и т.п.

При разработке пятилетних и годовых планов сумма всех транспортных затрат (в соответствии с их составом, определенным пунктами 2, 3 настоящего порядка) должна выделяться из общей величины затрат по соответствующим показателям: себестоимости промышленной продукции, строительно-монтажных, транспортных работ, затратам на производство сельскохозяйственной продукции, издержкам обращения снабженческо-сбытовых, заготовительных, оптовых, торговых и других организаций, затратам на научно-исследовательские работы и другим расходам и приводиться по отдельной строке. В промышленности, строительстве и на транспорте транспортные затраты, связанные с доставкой материальных ресурсов, выделяются также из общей величины материальных затрат, включаемых в устанавливаемый в плане лимит (предельный уровень) материальных затрат.

Транспортные затраты по доставке грузов (на которые установлены цены франко-станция назначения) от станции отправления до станции назначения выделяются в расчетах плана прибыли от реализации промышленной продукции.

В организациях трубопроводного транспорта и сбытовых организациях расходы на перекачку газа, нефти и других продуктов не включаются в состав транспортных затрат. Однако при доставке нефти железнодорожным и водным транспортом (на участках, имеющих ограниченную пропускную способность нефтепроводов, или в тех случаях, когда использование нефтепроводов невозможно или нецелесообразно) для ее последующей транспортировки по нефтепроводам расходы на доставку нефти до пункта приемки транспортирующей организацией относятся к транспортным затратам, особо выделяемым при планировании и учете.

9. Начиная с 1985 года на всех предприятиях и в организациях вводится сводный учет транспортных затрат на перевозку грузов от станции отправления до станции назначения, по доставке грузов от станции назначения до склада грузополучателя и от склада грузоотправителя до станции отправления раздельно по видам деятельности и в целом по предприятию, организации.

10. В объединениях и на предприятиях промышленности учет транспортных расходов ведется следующим образом.

А. Расходы на доставку получаемых грузов:

а) затраты по перевозке грузов от станции отправления до станции назначения, возмещаемые грузополучателем сверх оптовой цены, выделяются из общей суммы по счету - платежному требованию и отражаются в учетных регистрах по заготовлению материальных ценностей (журнал-ордер N 6 при ведении учета по журнально-ордерной форме счетоводства) в отдельной графе "транспортные расходы по перевозке грузов от станции отправления до станции назначения";

б) затраты на перевозку грузов от станции назначения до склада грузополучателя как собственным транспортом, так и транспортом специализированных организаций учитываются особо.

Затраты на доставку грузов от станции назначения до склада грузополучателя выделяются при распределении затрат цехов собственного транспорта исходя из объемов выполненной работы;

в) общая сумма транспортных затрат, определенная по данным бухгалтерского учета, включается в состав материальных затрат пропорционально доле потребленных на производство материальных ресурсов и выделяется в текущей и годовой отчетности о выполнении плана по себестоимости товарной продукции отдельной строкой.

Б. Расходы на отправку продукции:

а) фактические транспортные затраты на доставку грузов от склада грузоотправителя до станции отправления как транспортом специализированных организаций, так и собственным транспортом предприятий и организаций учитываются по отдельной статье в составе внепроизводственных расходов, включаемых в себестоимость товарной и реализованной продукции.

Указанные расходы отражаются в отчете о реализации продукции отдельной строкой в составе внепроизводственных расходов;

б) фактические транспортные затраты на доставку грузов от станции отправления до станции назначения, возмещаемые грузоотправителю в цене франко-станция назначения, учитываются грузоотправителем в ведомостях отгрузки продукции (форма N 16 при ведении учета по журнально-ордерной форме счетоводства) в отдельной графе и отражаются в отчете о реализации товарной продукции отдельной строкой.

11. По снабженческо-сбытовым, оптовым, заготовительным и торговым предприятиям и организациям учет транспортных затрат осуществляется отдельно по грузам, получаемым для собственного потребления, и грузам, завозимым на склады как товары для последующей отправки их потребителям, а также по поставляемым грузам, на которые установлены цены франко-станция назначения.

Транспортные расходы по завозу товаров от станции отправления при цене франко-станция отправления до склада грузополучателя указанными выше предприятиями и организациями - грузополучателями учитываются на счете издержек обращения по отдельной статье аналитического учета и отражаются в отчетности об издержках обращения по статьям расходов по перевозкам грузов отдельной строкой.

Транспортные расходы по отправке товаров потребителям от склада до станции отправления, а также от станции отправления до станции назначения при цене товара франко-станция назначения учитываются в установленном порядке на счете издержек обращения или счете прибылей и убытков по отдельной статье аналитического учета и отражаются в отчетности об издержках обращения или отчетности о прибылях и убытках по статьям расходов по перевозкам грузов отдельной строкой.

По грузам, получаемым для собственного потребления, транспортные расходы по их доставке от станции отправления до склада грузополучателя выделяются в учете по заготовлению материальных ценностей и отражаются в отчетности об издержках обращения по статьям расходов по перевозкам грузов отдельной строкой.

12. На предприятиях и в организациях других отраслей народного хозяйства учет транспортных расходов и отражение их в отчетности должны быть организованы применительно к пунктам 10 и 11 настоящего письма.

13. Предприятия и организации обеспечивают контроль за транспортными расходами, выявление в оперативном порядке и отражение в учете и отчетности той их части, которая не обусловлена нормальными условиями работы и не предусматривалась в плановых расчетах.

14. Отчетность о транспортных затратах по отраслям народного хозяйства составляется в соответствии с инструкциями и формами, утвержденными Минфином СССР и ЦСУ СССР исходя из настоящего письма.

Текст документа сверен по:

"Бюллетень нормативных актов

министерств и ведомств СССР", N 1, 1985 год.


17-20 сентября 2019

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?