Новости [нефтепродукты]

Российская топливная аномалия

07 июля 2020 г. Topneftegaz.ru

Быстрый рост стоимости нефти и налоговая политика государства привели к тому, что доходность нефтеперерабатывающих заводов в июне осталась отрицательной. При этом цена бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на прошлой неделе практически ежедневно обновляла исторические рекорды. Участники рынка даже заподозрили производителей топлива в согласованной игре на повышение с целью компенсации потерь. Рост розничных цен пока удается удерживать в пределах инфляции, однако некоторые эксперты не исключают, что в перспективе нескольких месяцев правительство пойдет на частичную либерализацию топливного рынка. Подробнее о ситуации с топливом – в статье Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), подготовленной специально для издания ТОПНЕФТЕГАЗ.
«Отставание роста цен на нефтепродукты от стоимости нефти, а также существующий налоговый режим в России привели к убыточности переработки», – констатирует ценовое агентство Argus в обзоре «Рынок нефти России». По расчетам Министерства энергетики, в среднем в мае российские НПЗ теряли по 3,6 тыс. рублей на 1 т. переработки. В июне эти потери сократились до 700 рублей на 1 т, сообщил директор департамента переработки нефти и газа Антон Рубцов на онлайн-конференции «Глобальный рынок нефтепродуктов 2020».
Жесткий демпфер
Главная причина, по которой маржа переработки остается отрицательной – выплаты в федеральный бюджет по обратному акцизу (демпферу). Этот механизм ограждает внутренний рынок топлива от влияния мировых рынков – в периоды высоких цен на нефть государство компенсирует нефтяникам разницу в цене между внутренними и экспортными поставками, при их падении переработчики делятся с бюджетом «сверхприбылями» от торговли на внутреннем рынке. По расчетам Reuters, по итогам июня нефтяные компании выплатят государству 42,9 млрд рублей.
По расчетам Министерства энергетики, в июле маржа переработки НПЗ вернется к положительным значениям и превысит 1,5 тыс. рублей на 1 т. Это намного меньше, чем в I квартале 2020 г – например, в марте рентабельность превышала 10 тыс. рублей на 1 т, признает Антон Рубцов.
На этом фоне в июне продолжилось снижение загрузки российских НПЗ – поставки нефти на них упали до минимума с 2010 года и составили 595,9 тыс. т в сутки (627,9 тыс. т в июне 2019). Сильнее всех сократили переработку независимые НПЗ, одновременно заводы, принадлежащие крупным ВИНК, напротив, увеличивали загрузку. По-видимому, компании таким образом реагируют на пожелание Минэнерго выправить дисбаланс между спросом и предложением на внутреннем рынке.
Бензин не потушил пожара
Пока, как рассказал ИРТТЭК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, превышение спроса над предложением сохраняется. Попытки снизить биржевые цены за счет увеличения объемов продаж пока результатов не дают. Так, в пятницу, по данным СПбМТСБ, суммарный объем сделок по реализации бензина Аи-95 составил 13,1 тыс. т – на 4,8 тыс. т больше, чем накануне. Несмотря на это, цена топлива выросла на 1,1% и в четвертый раз за неделю обновила исторический рекорд.
Еще одна биржевая аномалия, о которой упомянул президент РТС – скупка топлива на бирже производителями. «Есть целый ряд компаний, которые не являются доминирующими производители. Они товар на бирже не продают, но при этом достаточно активно скупают его для собственных нужд», – отметил Аркуша.
Все это уже дало повод для ряда аналитиков говорить в анонимных Telegram-каналах о согласованных действиях поставщиков, которые заинтересованы в повышении цен, чтобы компенсировать потери от демпфера. «Конечно, утверждать я не могу, поскольку не имею доказательств. Но и не исключаю», – комментирует эти слухи президент РТС.
Маловероятным считает наличие сговора аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Чем выше цена, тем выше обратный акциз, так что игра просто не стоит свеч», – объясняет он.
Не видит поводов для вмешательства и Федеральная антимонопольная служба. «По нашим прогнозам, скоро предложение бензинов на бирже получит нужный импульс и окончательно догонит спрос. В настоящее время нет причин для сильного беспокойства», – сообщил начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Армен Ханян в Telegram-канале ФАС.
В понедельник на торгах началось снижение, однако, по словам Евгения Аркуши, оно пока настолько незначительно, что непонятно, окажет это влияние на рынок или нет. «В мелком опте цены не снижаются и принципиального улучшения мы не видим», – констатирует президент РТС. Однако приобрести топливо независимым заправщикам порой не удается даже по высокой цене – в первую очередь бензин отгружается сетям АЗС нефтяных компаний, на остальных его просто не остается. «Независимые игроки вынуждены покупать его по завышенной цене и стоять выше рынков. При этом они не только теряют объем реализации, но и усугубляют общую ситуацию с ценами», – говорит эксперт.
Либерализация под вопросом
«Мы видим, что правительство принимает меры и оказывает давления на нефтяные компании. Но идет и встречное сопротивление. Экономика сейчас довлеет над административным ресурсом», – отмечает Аркуша. В то же время ведомства отказались от предложений Независимого топливного союза отказаться до конца года от взимания демпфера, либерализовать цены на заправках и досрочно разрешить импорт нефтепродуктов. По словам представителя Минфина, которого цитируют «Ведомости», доходы от демпфера позволяют финансировать расходы бюджета в период падения нефтяных цен. Что же касается либерализации, то формально государство не устанавливает цены на заправках, говорится в письме Минэнерго.
Представители розничных сетей, однако, открыто говорят о неформальном распоряжении правительства держать рост конечных цен в пределах инфляции. Пока это пожелание выполняется, и никаких признаков того, что правительство может изменить свою точку зрения, нет, полагает Аркуша. «Однозначно нет. Пока первое лицо не скажет, ничего не изменится», – уверен он.
«Нет, это политический, а не экономический вопрос», - солидарен с ним политолог Евгений Минченко.
«Представить себе сценарий, при котором правительство пойдет на полную либерализацию рынка топлива, я не могу. Возможно некоторое послабление по модели «инфляция плюс», но полностью отпустить цены сейчас вряд ли возможно», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, с политической точки зрения такой шаг сразу после утверждения поправок в Конституцию был бы неверным.
Тем не менее экономика рано или поздно возьмет свое. «До Нового года здесь будет определенная либерализация, можно не сомневаться», – уверен Игорь Николаев.
 

419 просмотров
0 комментариев (+добавить)

Подписка на новости

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?