Новости [нефтепродукты]

"Евро-4" не доживет до нового года

18 февраля 2016 г. TOPNEFTEGAZ

Профильные ведомства склоняются к тому, что оборот бензина "Евро-4", который пока разрешен до середины года, не будет продлен в дальнейшем. ФАС, до последнего времени выступавшая за продление, теперь изменила свою позицию. По мнению аналитиков, потребление бензина сейчас снижается на фоне сокращения экономики, что делает запрет "Евро-4" возможным даже без ввода дополнительных мощностей по переработке.
Правкомиссия по ТЭК под председательством Аркадия Дворковича вчера обсуждала ход модернизации российских НПЗ. Как следует из сообщения пресс-службы правительства по итогам заседания, профильные ведомства согласились с тем, что "планируемые объемы производства полностью обеспечат потребности внутреннего рынка в бензине "Евро-5" с учетом того, что с 1 июля 2016 года оборот бензина более низких классов будет запрещен". Сейчас в России разрешено продавать и бензин "Евро-4", хотя он должен был быть запрещен с 1 января. Однако летом прошлого года Минэнерго предложило продлить его оборот на полгода, так как не все НПЗ успевали вовремя провести модернизацию и на рынке мог наступить дефицит. Тогда глава Минэнерго Александр Новак оценивал нехватку топлива из-за запрета "Евро-4" в 2-4 млн тонн, причем, согласно прогнозу министерства, нехватка "Евро-5" могла сохраниться и в 2017 году.
Главным же сторонником продления "Евро-4" всегда была ФАС, поскольку именно служба отвечает за цены на топливо, которые могли существенно вырасти. Еще в конце прошлого года предполагалось, что ФАС инициирует продление оборота "Евро-4" как минимум до конца 2016 года. Однако вчера замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что службу устраивает введение запрета на "Евро-4" уже с 1 июля, и "никаких иных инициатив мы не предпринимали" (цитата по ТАСС). Поскольку сейчас все крупные нефтяные компании, как и Минэнерго, поддерживают скорейший запрет "Евро-4", вопрос выглядит решенным, хотя формальное решение пока не принято.
По словам собеседников "Ъ" на рынке, изменение позиции ФАС связано с тем, что потребление бензина в России не только не растет (как это предполагали все рассматриваемые Минэнерго сценарии), а, видимо, будет снижаться в этом году. Соответственно, прогнозируемого дефицита топлива не произойдет. При этом "Роснефть", которая допустила основное отставание по модернизации НПЗ, все равно наращивает выпуск "Евро-5" за счет использования присадок (это разрешено техрегламентом). "К тому же на нефтяников сейчас и так ложится большая налоговая нагрузка, и нужна некоторая компенсация в виде умеренного роста цен на бензин",-- отмечает один из источников "Ъ". Сейчас цены на АЗС в среднем по России немного снижаются.
Как отмечает Максим Назаров из Reuters, в 2015 году потребление бензина в России не выросло, в отличие от предыдущих лет. "Отрицательная динамика наблюдается и в первые месяцы этого года, так как экономика сокращается",-- говорит он. Поэтому в текущей ситуации даже того объема производства бензина "Евро-5", который есть на данный момент, будет достаточно для покрытия спроса. "На крайний случай есть Белоруссия, которая сможет поставить бензин, если цены на российском рынке превысят уровень экспортной альтернативы",-- заключает аналитик. Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" более осторожен: продажи бензина в январе действительно упали, но судить о реальном уровне спроса можно будет только в апреле-мае. "Вопрос в том, будет ли у нас разрыв между производством "Евро-5" и потреблением. Если нет, то влияния на цены запрет "Евро-4" с июля не окажет",-- считает он. 

1310 просмотров
0 комментариев (+добавить)

Подписка на новости

2018 2

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?