23-31 марта 2018

Новости [экология]

Легко отделались

24 июля 2015 г. TOPNEFTEGAZ

Проверки сахалинских нефтегазовых проектов, ведущихся по соглашениям о разделе продукции (СРП), по сути не выявили серьезных недочетов. Ростехнадзор признал, что все нарушения устранимы к 25 сентября, Росприроднадзор проверки продолжает, но тоже пока не видит заметных проблем. Источники "Ъ" считали, что поиск нарушений может быть средством давления на оператора "Сахалина-1" американскую ExxonMobil, которая судится с РФ в Стокгольме за $500 млн переплаченных налогов. Но претензии Ростехнадзора, считают юристы, грозят операторам, скорее всего, лишь штрафами в несколько сотен тысяч рублей. Те же готовы использовать такую возможность, как частный детектив, чтобы доказать, что те неправы в своих изысканиях.
Глава Ростехнадзора Алексей Алешин вчера сообщил, что в ходе проверки, которая закончилась 25 июня, служба выявила 31 нарушение в работе двух нефтегазовых СРП-проектов на Сахалине. Как пояснил чиновник "Интерфаксу", 20 из них приходится на оператора "Сахалин-1" американскую Exxon Neftegas, 11 -- на Sakhalin Energy (оператор "Сахалина-2"). Претензии касаются промышленной безопасности, безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также несоблюдения требований технической и проектной документации при разработке. При этом господин Алешин признал, что нарушения устранимы, иначе "проекты были бы остановлены". Ростехнадзор выдал компаниям предписания исправить ситуацию до 25 сентября и начал административное производство.
В "Сахалине-1" у ExxonMobil и японской Sodeco по 30%, по 20% -- у "Роснефти" и индийской ONGC. В "Сахалине-2" контроль у "Газпрома" (50% плюс 1 акция), у Shell -- 27,5% минус 1 акция, у японских Mitsui и Mitsubishi -- 12,5% и 10% соответственно
Ростехнадзор и Росприроднадзор проводили проверки СРП-проектов по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Конкретные причины их начала не назывались, но источники "Ъ" связывали проверки с поданным ExxonMobil в марте в Стокгольмский арбитраж иском к РФ. Компания требует изменить трактовку одного из пунктов СРП и снизить налог на прибыль с 35% до 20%, который установлен в России с 2009 года. Также оператор настаивает на возвращении около $500 млн переплаченных налогов (см. "Ъ" от 30 марта).
Аркадий Дворкович после совещания в начале июня, где обсуждались предварительные итоги проверок, называл одной из основных претензий к "Сахалину-1" закачку газа обратно в пласт (акционеры много лет не могут договориться о выкупе газа с "Газпромом").
Теперь Ростехнадзор раскрыл, что Exxon Neftegas вела эксплуатацию шельфовой платформы "Беркут" без регистрации в реестре опасных производственных объектов и без лицензии на взрывоопасные объекты. А в 2013-2014 годах у компании были отклонения объемов добычи от уровней, прописанных в проектной документации. Претензии по несоответствию добычи есть и к "Сахалину-2". Но глава Ростехнадзора признал, что отклонения утверждены дополнениями к проектам разработки месторождений и согласованы c Роснедрами, так что нарушениями по сути не являются. "Операторы разрабатывают планы по устранению нарушений",-- уточнил он. Будут ли продолжены проверки, господин Алешин не пояснил. Получить вчера комментарии у операторов проектов не удалось. Представитель Аркадия Дворковича отметила, что новых заседаний по теме проверок не запланировано.
Росприроднадзор результаты проверки пока не раскрывал, но в службе также отмечали, что выявленные нарушения "являются устранимыми". Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что ведомство проверяло СРП по лицензионным вопросам, а с конца июля по середину сентября проведет оценку соответствия проектов природоохранному законодательству. По его словам, это части одной проверки, итоги которой подведут по ее завершению.
Но юристы отмечают, что замечания к проектам пока не выглядят слишком серьезными. Партнер юридической компании Goltsblat BLP Рустам Курмаев говорит, что, скорее всего, выявленные Ростехнадзором нарушения подпадают под ст. 9.1 КоАП (нарушение требований или условий лицензий в области промышленной безопасности опасных объектов). По этой статье санкция для юрлиц за общие нарушения -- штраф в 200-300 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток, за грубые нарушения -- штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или приостановка до 90 дней. Приостановка деятельности применяется в крайнем случае, а если это крупное предприятие, например градообразующее, то стараются к такой жесткой мере не прибегать, говорит юрист. Если компании не устранят нарушения в срок, их могут привлечь к ответственности еще и по ст. 19.5 КоАП -- 400-700 тыс. руб. штрафа с возможной дисквалификацией должностных лиц. 

1094 просмотров
0 комментариев (+добавить)

Подписка на новости

РК 2014
 

Нужно ли приватизировать "Роснефть"?