27 ноября 2020 г. Topneftegaz.ru

В мире не
существует компаний, сопоставимых по масштабу деятельности с ПАО
«Транснефть». К такому
выводу
пришли аналитики компании KPMG, подготовившие
краткий обзор ключевых показателей
деятельности «Транснефти» и сопоставимых зарубежных компаний за
2018-2019 гг. В группу для сравнения были включены 62 зарубежные
компании: 44 из США и Канады, 11 европейских и 7 компаний из других
регионов. Сравнение проводилось по более чем 30 показателям. Как
по физическим, так и по финансовым показателям «Транснефть»
оказалась далеко впереди «конкурентов». Так, объем транспортировки
нефти в 2018-2019 гг. у российской компании составил 480 и 485 млн
т соответственно. Медианное значение по выборке - 81 млн т. ).
Такое отличие эксперты объясняют не только масштабом сети
магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» (по состоянию на 2019
г. - 51,1 тыс. км, в 5,2 раза выше медианы) но и значительно
большим плечом транспортировки (2 572 км, в 3,3 раза выше
медианного значения).
Разница в финансовых результатах впечатляет еще больше. В 2018-2019
гг. выручка от оказания услуг по транспортировке нефти у ПАО
«Транснефть» составила $10,866 млрд при медианных $1 066 млрд.
Особенно впечатляет тот факт, что средневзвешенный тариф на
транспортировку нефти у российской компании при этом значительно
(более чем вдвое) ниже, чем у сопоставимых компаний. выборке. В
2019 году он составил $ 0,87/100ткм при медианном значении
$2,13/100ткм.
Хорошие результаты компания показала и в сфере транспортировки
нефтепродуктов. Несмотря на то, что большая часть перевозок в этом
сегменте осуществляется автомобильным и железнодорожным
транспортом, «Транснефть» показала близкий к среднему по выборке
результат (38 млн т при медиане 48 млн т). При этом по величине
грузооборота российская компания, в силу своих масштабов, является
одной из крупнейших - 49,8 млрд ткм при медианном значении 9,055
млрд ткм. При этом тарифы на транспортировку нефтепродуктов у
«Транснефти» также заметно ниже, хотя в целом сравнимы с
зарубежными аналогами - $2,12/100 ткм против $3,16/100 ткм
(-32,9%)
Добиваться высоких финансовых показателей при относительно низких
средневзвешенных тарифах «Транснефти», помимо масштаба
деятельности, позволяют невысокие операционные расходы. Как
отмечает KPMG, в секторе транспортировки нефти в 2019 г. они были в
3,2 раза ниже медианного значения среди зарубежных компаний
($0,31/100 ткм против медианы $1,01/100 ткм). Для нефтепродуктов
эта величина составила $0,81/100 ткм при медиане $1,61/100 ткм).
Производительность труда ПАО «Транснефть» в натуральном выражении
выше медианного значения более чем в 2 раза (17,6 млн ткм/ чел.
против 7,6 млн ткм/ чел.).
Это стало возможным в том числе благодаря проводимым компанией
мероприятиям по повышению энергоэффективности: в 2019 г. уровень
удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефти для
ПАО «Транснефть» был ниже медианного значения на 25,4% (11,90
кВт*ч/1000 ткм и 15,96 кВт*ч/1000 ткм соответственно).
Проведенный анализ показал, что значение коэффициента износа
основных фондов ПАО «Транснефть» в 2019 г. (41%) находилось
приблизительно на уровне медианного значения (46%). «Судя по
небольшому росту показателя износа, российская компания направляет
необходимый объем средств на реконструкцию и модернизацию, а также
новое строительство», - указывают эксперты. Также компания много
вкладывает в новые разработки - доля расходов на НИОКР к выручке у
«Транснефти» составила 1,41%, что выше медианы (0,28%) более, чем в
5 раз, и является самым высоким показателем среди всех
проанализированных компаний.
Одновременно значение удельной аварийности при транспортировке по
магистральным трубопроводам ПАО «Транснефть» в 2019 г. в 17 раз
ниже медианного значения среди сопоставимых компаний (0,06 против
1,05). Также в 2019 г. продолжил снижаться показатель удельных
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при транспортировке нефти
и нефтепродуктов для ПАО «Транснефть» продолжил снижаться
(-6,9%).