Нефть Газ Туркменистана 20-22 ноября 2018

Аналитика [транспортировка]

Врезки в трубопроводы: государство платит за воров

15 марта 2018 г.

В июле 2016-го года в Подольском районе Подмосковья из-за криминальной врезки на землю вылилось 12 тонн солярки. Нефтепродукты попали в реку Раковка, где и удалось остановить разлив с помощью боновых заграждений. Последствия аварии устраняли 217 человек и 95 единиц техники, в том числе от МЧС России. Для сбора с поверхности воды пленки разлившегося топлива было откачано и утилизировано 500 кубометров воды. Пришлось удалить растительность и кустарники с загрязненной площади 41 тыс. кв. метров и зачистить 7 тыс. кв. метров береговой зоны. Ликвидацию аварии обошлась в десятки миллионов рублей из госбюджета.

Сегодня в каждом 10-м случае попытка кражи топлива через незаконную врезку приводит к разливу и загрязнению окружающей среды. Об этом рассказала группа независимых журналистов в своем видео расследовании, опубликованном на YouTube.

По территории страны проходят свыше 68 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым транспортируется добываемая в России нефть и нефтепродукты с НПЗ.

Магистральные трубопроводы прокладывают под землей. Стандартный диаметр трубы 1,2 метра, нефть или дизельное топливо перекачиваются в ней под давлением 45 атмосфер. При повреждении трубы высота фонтана топлива может достигать 50 метров (высота 16-этажного дома).

Но даже если врезка не привела к разливу, ее устранение требует остановки прокачки топлива. Так в 2012 году четверо злоумышленников организовали незаконную врезку на нефтепродуктопроводе «Транснефть - Балтика». Врезку обнаружили, но на время ремонта темп перекачки нефтепродуктов был снижен на 12 часов 43 минуты - прямой убыток компании в 3,9 млн рублей.

Всего в 2017 году на магистральных нефтепроводах зафиксировано 289 незаконных врезок против 300 в 2016 году. На устранение последствий врезок и организацию охраны трубопроводов госкомпания «Транснефть» тратит миллиарды рублей в год, преступники же отделываются малыми штрафами или условными сроками. Последний пример, в Жирновском районе Волгоградской области Владислав Нестеренко и Сергей Сазыкин пригнали цистерну к нефтепродуктопроводу компании АО «Ритэк» и через ранее сделанную врезку стали сливать дизельное топливо. Они успели перекачать в цистерну 11,1 тонны нефтепродукта на 142 тыс. рублей, когда их заметили сотрудники службы безопасности компании. Это было в июле 2016-го. В ноябре 2017-го Жирновский райсуд вынес им приговор - за «покушение на кражу» каждому дали по два года условно. Но и это решение осужденные пытались оспорить в волгоградском облсуде. И хотя апелляционная инстанция оставила приговор без изменений, понятно, что при таком «гуманизме» к похитителям нефти, число криминальных врезок в «трубу» не снижается.

Редкие судебные решения, когда организаторам врезок дают реальные сроки и обязуют возместить ущерб, есть, но они единичны. Так, организаторов описанной выше кражи дизеля в Ленобласти суд обязал возместить ущерб в 3,9 млн рублей. Но правоохранительная система 4 года тянула с реальным наказанием преступников.

Политика региональных властей удивительным образом направлена на защиту преступников. В Башкирии в марте 2015 года на магистрали «Салават-Уфа» по появившимся из-под снега пятнам топлива была обнаружена незаконная врезка. Утечка оказалась небольшой - загрязнённый грунт собрали и вывезли. А через месяц в апреле с талыми водами в ближайшие реки с садовых участков потекли нефтепродукты, скопившиеся рядом с домом, где топливные воры устроили криминальный цех. Росприроднадзор республики оценил ущерб экологии в 28 млн рублей и потребовал их с компании, управляющей трубопроводом. Суд в иске отказал, сославшись на отсутствие вины «Транснефть-Урал», указав на то, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.

Казалось, прецедент исчерпан. Но на помощь топливным ворам пришел Верховный суд. 30 ноября 2017 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде». Документ, пояснили в суде, создан в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению такого вреда. П.8 Постановления говорит, что "владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод". По мнению адвоката Любови Ивановой, прямое указание на взыскание ущерба с владельца трубопровода вызвано нашумевшими процессами 2017-го года по спорам о возмещении вреда со стороны «Транснефть-Сибирь» и «Лукойл-Пермь». В последнем деле «Лукойл» пытался оспорить возмещение вреда в связи с тем, что ущерб причинен третьими лицами, но не убедил этим суд в связи с тем, что «нефтепровод не выбывал из владения и относится к источникам повышенной опасности». Итак, судебная власть обязывает государство и частные структуры платить за последствия деятельности топливных воров и поощряет преступников мягкими приговорами, а государство не дает владельцам трубопроводов достаточных полномочий для их защиты.

Парадоксальная ситуация. С одной стороны, «Транснефть» готова нести ответственность за ущерб от криминальных врезчиков, но тогда логично предоставить компании права правоохранительных органов по задержанию преступников, возбуждению против них уголовных дел и расследованию обстоятельств преступления. Власть отказывается дать госкомпани права для эффективной охраны стратегических объектов. С другой, если не так, нужно ужесточать законодательство и менять правоприменительную практику в отношении грабителей - вменять полную материальную ответственность, реальные сроки, а не «условные два года», которые только провоцируют жуликов на незаконный промысел. Ведь только в 2016 году при хищении нефтепродуктов ООО «Транснефть - Балтика» причинен ущерб в 46 млн рублей, а возмещено было всего 17 млн.

При такой государственной «политике» следует ожидать новых незаконных врезок, масштабных разливов топлива и огромного ущерба государственным и частным владельцам трубопроводов.

5137 просмотров

Еще по теме:

Подписка на новости

2018 2
 

Сколько будет стоить биткоин к концу года?