Нефть Газ Туркменистана 20-22 ноября 2018

Аналитика [экономика и финансы]

Энергоинвестиционная привлекательность "Большого Урала"

07 октября 2011 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №7/8 2011

Энергетика - это отрасль, на которой строится система жизнеобеспечения всех регионов нашей страны. Обладая мощным ресурсным потенциалом, она обеспечивает функционирование всех отраслей экономики страны. Энергетический фактор является одним из тех факторов, которые в значительной степени определяют степень устойчивости экономического развития.

Рассматривая мировое экономическое развитие за последние несколько десятилетий, мы можем констатировать следующее:
1. Энергетический фактор является существенно определяющим ситуацию по экономической безопасности и может стать дестабилизирующим экономику.
2. В то же время, экономическая политика формирует ситуацию на энергетических рынках и, соответственно, определяет степень энергетической
безопасности.
3. Экономическое и энергетическое развитие в последние десятилетия не было стабильным. Как экономическая, так и энергетическая безопасность подвергались значительным угрозам, действие которых приводило к кризисным ситуациям как регионального, так и глобального значения.
4. Россия, будучи ведущей энергетической державой, экономика которой существенно зависит от энергетики, весьма чувствительна к потрясениям на мировых экономическом и энергетическом рынках.

На основании авторской методики была проведена оценка энергоинвестиционной привлекательности субъектов операционной зоны ОДУ Урала за 2000-2010 гг.

Процесс реформирования энергетики России начался со значительным отставанием от процессов реформирования ее экономики, что создало дополнительные угрозы экономической и энергетической безопасности регионов. Отставание проявилось в том, что в энергетике, относящейся к отраслям естественных монополий, с опозданием и трудностями проходил переход к рыночным методам регулирования. Кроме того, он шел неравномерно в различных отраслях топливно-энергетического комплекса.

Раньше других встали на путь рыночного регулирования нефтяная и угольная отрасли, труднее внедряются эти методы в электроэнергетике и газовой отрасли. Трудности инвестиционного процесса оказались основными факторами, создающими угрозы экономической и энергетической безопасности региона. Это привело к нарастанию технологического отставания систем энергетики от современного мирового уровня, физический
износ основного Видно, что на протяжении всего анализируемого периода лучшее состояние по энергоинвестиционной привлекательности территорий имеют Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Однако, по сравнению с 2000 г. к концу анализируемого периода произошло снижение показателя энергоинвестиционной привлекательности для ХМАО на 47%. У Ямало-Ненецкого АО, занимающего лидирующее положение, значение данного показателя выросло на 32%.

Эти лидирующие позиции пока сохраняются благодаря значительным избыточным мощностям. Однако при недостаточно быстром строительстве новых и реконструкции имеющихся электростанций данные территории могут потерять это преимущество.

В целом, Тюменская область за анализируемый период ухудшила свое положение, перейдя в 2010 на третье место. Значение показателя энергоинвестиционной привлекательности снизилось в 2010 г. по сравнению с началом анализируемого значения на 75%. Надо полагать, что здесь свою роль сыграл нефтяной и газовый бизнес. Наихудший ранг в 2010 г. имеют Курганская область, Удмуртская республика, которые занимают соответственно 11-е и 12-е места. Появление в этом списке Курганской области довольно объяснимо. Можно заметить, что эта территория занимает последнее места по экономической безопасности и давно имеет репутацию депрессивной территории. Курганская область, испытывающая постоянный дефицит собственной электроэнергии, в случае реконструкции Курганской ТЭЦ и установке ПГУ в г. Шадринск может значительно улучшить свои позиции. Но это произойдет только в случае повышения энергетического потенциала и уменьшения показателя, характеризующего деструктивные факторы, снижающие энергетический потенциал, что позволит активно развить генерацию и сетевое хозяйство на территории, в противном случае необеспеченность территории собственными источниками электроэнергии будет проявляться все сильнее и сильнее и дефицит может достигнуть 3,5-4,3 млрд.кВт.ч.


Что касается Свердловской области, то она, занимав срединную позицию с пятым местом в 2000 г., ухудшила своё положение. Значение её показателя энергоинвестиционной привлекательности в 2010 г. отрицательно. Причиной такого падения является ухудшение инвестиционного и энергетического потенциалов . На данной территории отмечается быстрый рост электропотребления промышленностью и неспособность электроэнергетики территории справляться с возрастающей нагрузкой. В ближайшие годы область сможет перейти из категории избыточных по электроэнергии в дефицитные - дефицит Свердловской области по электроэнергии может в ближайшие годы достичь величины 4,4 млрд.кВт.ч. Только активное строительство новых электростанций, реконструкция и обновление старых способно переломить ситуацию, которая значительно усугубляется бурным ростом экономики, уже в настоящее время сдерживаемой возможностями энергетики области.
Положение Челябинской области в 2010 г. в рейтинге энергоинвестиционной привлекательности примерно такое же, как Свердловской, - всего на одну позицию лучше. По сравнению с 2000 г. значение показателя в 2010 г. значительно снизилось. Причиной такой динамики является резкое уменьшение показателя инвестиционного потенциала, значение которого в конце анализируемого периода стало отрицательным, что свидетельствует об усилении действия деструктивных факторов, снижающих инвестиционный потенциал. По инвестиционному потенциалу данная область имеет одно из самых низких позиций (11).
При помощи разработанной автором шкалы ранжирования регионов были выделены группы территорий по степени их энергоинвестиционной привлекательности.

Как следует из результатов классификации, в 2000 г. один регион - Пермский край - по разработанной шкале входит во вторую группу, а именно, как регион с высокой степенью энергоинвестиционной привлекательности. Шесть территорий - республика Башкортостан, Кировская, Свердловская, Тюменская и Оренбургская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ - относятся к третьей группе (к регионам с достаточно высокой степенью энергоинвестиционной привлекательности. Четвертую группу - регионы с достаточно низкой степенью энергоинвестиционной привлекательности - образуют Удмуртская республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Курганская и Челябинская области.

В 2010 г. произошло ухудшение ситуации. Все регионы разделяются на две группы. Тюменская область с её двумя автономными округами, Кировская и Оренбургская области, а также республика Башкортостан образуют третью группу. В эту же группу попадает и Пермский край, который в начале анализируемого периода принадлежал ко второй группе. Курганская, Свердловская, Челябинская области и Удмуртская республика относятся к четвертой группе - к регионам с достаточно низкой степенью энергоинвестиционной привлекательности, для которых значение общего интегрального показателя является отрицательным. Выполненная оценка показала, что большая часть территорий «Большого Урала» требует значительного повышения их энергоинвестиционной привлекательности за счет обеспечения технического перевооружения и ввода новых мощностей на электростанциях, реконструкции и строительства новых электрических сетей на базе новых технологий и современного оборудования.

3488 просмотров

Подписка на новости

2018 2
 

Сколько будет стоить биткоин к концу года?